Праздничная проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца (19.12.2017 г.)

Мы, православные, привыкли к тому, что наша жизнь, в отличие от людей, не знающих Бога, является жизнью праздничной. Там, в миру, нет праздников - всегда только серые будни или то, что называют праздником, но официально, формально, и люди это как праздник не переживают. Есть в миру дни, внешне переживаемые как праздник. Но это то, что льстит личной корысти: день рождения, например, юбилей. И как бы это не плохо, в принципе, но каждый из таких «праздников» напоминает предыдущий, повторяет бывший: те же лица, те же блюда, то же осуждение, то же «дёргание» под музыку. А вот у нас, православных, хотя мы ничем не лучше всех остальных, есть возможность переживать праздники часто. И каждый праздник - не повторим и не похож один на другой.

Вот, например, сейчас мы переживаем время Рождественского поста, когда нарастает духовное напряжение - ждём встречи с Рождающимся в наш мир Спасителем! И как важно в это время почувствовать дух неба, осознать себя частью большой небесной семьи, частью великого, большого дела Божьего.

И вот сегодняшний день (память святителя Николая) доносит до нас это переживание и этот опыт. Причём опыт тоже совершенно особый и неповторимый в кругу церковных годовых праздников.

Например, мы поминаем многих святых Божиих, не только святителя Николая. Вспомним, как относительно недавно мы поминали архистратига Божиего Михаила. Ну, это совершенно особое переживание! Он не человек - он вождь ангельских сил. Это совершенно особенное в своем роде духовное, молитвенное переживание. Мы переживали память пророка Божия Илии. Но мы с вами знаем, что для нас, современных православных, его память сопряжена с переживанием близости второго пришествия Господня, предтечей которого Илия является. А это совершенно особое переживание, не похожее на иные. Переживали недавно дни, которые можно назвать чтимые (не праздничные), двух великих угодниц Божиих - святых великомучениц Варвары и Екатерины. И эта память мучениц в женском естестве, в расцвете молодости пошедших на смерть ради Христа, конечно, накладывает особые, неповторимые переживания, несравнимые с памятью других святых. И каждый такой церковный праздник нам несёт особые, ему лишь только присущие, духовные переживая.

Что переживаем сегодня мы с вами? Память святителя Николая. Наверное, здесь тоже есть некая особенность и непохожесть на другие дни. В чём это выражается?

Для нас, православных, хождение в храм, молитвенное предстояние с народом Божиим пред Господом - это всегда некое торжество. Переживание величия Творца, и при всей праздничной радости это торжество, несущее некое благоговение, укрепляющее, всё-таки, наверное, страх Божий.

А вот сегодняшний день совершенно иной. Сегодня многие из нас, кто имеет духовный опыт, в Церкви не первый день, молится угоднику Божию Николаю, - наверное, сегодня могут согласиться с тем, что когда мы шли в храм Божий, когда здесь присутствовали, то чувствовали, что пришли к какому-то очень близкому, родному человеку. К отцу, деду, к очень близко-родному, к которому всегда можно прийти запросто, без церемоний, легко, открыв дверь, буквально, ногой. Почему так? Откуда такое переживание сегодняшнего дня, характерное для многих из нас (об этом много свидетельствуют!)? С чем это связано?
В богослужении святителю Николаю (в каноне), есть интереснейшие молитвенные слова. Там написано вот как: «По Богородице ты второй о нас пред Богом ходатай и молитвенник». Вот, наверное, и есть ответ на это переживание: один из ближайших к Господу - ближайше предстоящий в молитвах о нас.

Мы знаем, наш Господь есть Дух Животворящий, и материальные измерения к Богу не приложимы. Поэтому когда мы говорим «ближе», эту близость мы измеряем ни в сантиметрах или ни в метрах. Тут совершенно другие меры длины. И мера эта - любовь.

Бог есть любовь, и кто в Боге пребывает, тот пребывает в любви (см. 1 Ин. 4:16). Что делает святитель Николай, находясь ближе к Богу, к молитвенникам о нас? Только одно - выражает свою богоподобную любовь к нам.

При этом что поразительно: святитель Николай жил не на Руси, он жил не на нашей земле и тем более не в наше время. Понятно, когда мы с особой любовью обращаемся молитвенно к преподобному Серафиму или Сергию, блаженной Матроне или Ксении — ну, наши они, родные. Всё понятно! А вот, скажем, у нас в Болгаре к мученику Авраамию — ну, совсем уже наш, куда ближе?! Всё ясно!

Святитель Христов Николай. Где проходил подвиг его земного служения? В далекой от нас Малой Азии. Там, в нынешней Турции, где от христианства осталось только название. Он жил среди тех, кого мы называем грекоговорящие, среди тех, кто или греки, или перешедшие на греческий язык, так называемые понтийские греки. Там проходил его подвиг, но там он так не почитаем, как у нас, что поразительно! Там после Божией Матери греки обычно поминают великомученика и Победоносца Георгия, и в нём видят заступника второго после Пресвятой Богородицы пред Богом. Поразительно!

Почему Россия? Что связывает святителя Николая с нашей землёй? Ответ будет такой: «Не знаем! Не знаем...». И поэтому получается: не мы его нашли - он нашёл нас! И опять ум теряется в догадках, почему? А ответ опять в том же! В том, о чём мы говорили — в любви Божией, порой для нас, таких какие мы есть, малопонятной, непонятной, и в результате раздумий над которой возникает больше вопросов, чем ответов. Но это главное? Нет. А что главное? Он сам нашёл нас, он сам пришёл к нам! И своей молитвой являет такую заботу, которая потрясает, даже в мелочах и своём постоянстве!

Помню, в далекой молодости рассказ двух - мужа и жены. Они рассказали его со слов своего земляка. Они рассказали о том факте, который он (муж) услышал от него. Какой факт? Были послевоенные годы, многие мужчины не вернулись домой. Была семья, которую возглавляла солдатская вдова: дома детки, тяжёлая работа на селе, дома приходилось бывать только затемно и уходить затемно. А жили не совсем так, как мы сейчас живём: приходилось отапливаться не газом и воду брать не из крана. Поэтому трудно физически, нелегко было в то время, когда глава семьи (а это хозяйка, женщина) была на работе, и вся забота лежала на старшем ребёнке - девочке, которой было, ну, чуть побольше 10-ти лет. Это на ней была забота. И вот раз, как они рассказывали, был такой факт в их доме.

Мамы нет. Зима, мороз - в доме прохладно становится, девочка переживает за младших. Она сделала то, что делала не раз и что делали все у них в семье. Она берёт санки и идёт в лес за хворостом. Но летом хворост собрать - одно, мы знаем, а зимой под снегом, в мороз... Нужно оговориться: может, кто-то хотя бы по рассказам Куликова знает, зимы были другие. Сейчас у нас зимы для нищих, которые без одежды ходят и не замерзают. Тогда в одежде мёрзли... И вот она пошла. Что-то там собирала, что-то нашла, не нашла, запыхалась, устала и - уставшая села отдохнуть. И её потянуло в сон. Что было бы с ней? Да то, что было со многими в то время, не удивительно, - замёрзла бы, просто замёрзла.

А дальше следующее. Мать пришла с работы - с того, что называли тогда работой в колхозе. Прибежала, вырвалась на какое-то время. Старшей дочери нет. Спрашивает маленьких. «Ушла, придёт», - отвечают. Темнеет - её нет. Мать переживает, ревёт. Она понимает: ушла в лес с санками, а уже темнеет... И так вот в отчаянии, что, наверное, характерно для нашего народа, она стала обращаться не просто к Господу, а к угоднику Божию Николаю: «Святитель Христов, Угодничек Божий, спаси, сохрани, доведи до дома доченьку». Вот так. Выбежит ко двору — нет, нет. Опять пришла домой. Вот так мечется и Николая Угодника призывает. И потом дочка приходит с саночками, с этим хворостом заснеженным. Мать обрадовалась: «Доченька, ты как вышла-то? Темно уже. Где ты была? Почему так долго? Так я переживала!». И та сказала очень просто (ну, ребёнок, десять с небольшим - ребёнок): «Я вот, мам... Холодно... Вот этот хворост пошла, насобирала. Потом притомилась да и присела. И так сладко заснула, так прям хорошо!». Мать напугалась: «А дальше, дочь?». «А дальше... какой-то дедушка меня толкает и говорит: «Доченька, замёрзнешь! Выходи, моя ягодка. Пойдём, пойдём, я тебя выведу». И вот, я и вышла».

Кто это был? Почему именно в это время, когда мать взывала к Николаю Угоднику? Что, сам святитель?! Мать так и поняла, и все на селе только одно объяснение нашли: сам святитель в живую предстал её дочери или просто за его молитвы какого-то, непонятно откуда взятого, некому неизвестного, старичка послал ночью в лес. Что это было? А нам опять не важно. Не это главное. Явно, что за молитвы этой матери, Господь спас её дочь, спас её семью. И так уже семья вдовы (муж погиб на войне)... Господь спас ещё от одного гроба!

И вот этот пример - такой бытовой, невеликий, но он как раз и говорит о том, насколько близок святителю Николаю каждый, кто обращается к нему, насколько он входит в нашу земную жизнь даже вот в таких, казалось бы, не глобальных вещах, какой любовью наполнено его сердце к самым простым людям, к самым, казалось бы, обыденным нашим нуждам. В этом-то и величие его. «Великое познается в малом», - сказано, и мы знаем правдивость этих слов и вот через этот факт, и через многие иные, которые не перечислить в истории нашего народа. Мы видим, насколько близок к нам своей молитвой, своей заботой, своим милосердием Христов угодник.

Поэтому так легко в этот день мы идём в храм. Так просто отрывается дверь в церковь. Так легко мы чувствуем себя, как будто пришли к самому близкому, к самому родному, который всегда примет с неизменной любовью. И это так оно и есть. И опять повторим: не мы нашли его - он нашёл нас и взял в удел себе нашу землю и наш народ.

Вывод! Очень простой. Во-первых, конечно, радость. Конечно же, радость и большая радость. А во-вторых, неколеблемая надежда. Поэтому никогда на Руси не потухнет молитва к святителю Николаю. Поэтому никогда его забота и милость над нами не прекратится. Трудно найти, наверное, на нашей земле дом, квартиру где живут православные, и не было бы там иконы, образа именно святителя Христова, угодника Божия, ныне чтимого и празднуемого нами.

За молитвы святителя и Чудотворца Николая Милостивый Господь да сохранит и покроет нас и в малых проблемах наших, и в больших наших бедах тоже, а главное, его святыми молитвами да укрепит нас на пути вечного спасения, чтобы не только здесь, на земле, быть с ним рядом, но и в вечности, в Царствии Божием, стоять настолько же близко к Господу в любви, насколько близко стоит и он.

С праздником!