Праздничная проповедь в день Крещения Господня (19.01.2018 г.)

Невыразимо естество нашего Триединого Бога. В крещении Христа мы видим, как Он, препрославленный от века Сын Божий, став Сыном Человеческим, принимает на Себя ответственность за грех и падение мира, за грех всех нас с вами.

Но сегодняшний день несёт ещё одну глубину, ещё одно внутреннее переживание, которое также важно увидеть и пережить нам с вами. Об этом сегодня поётся в кондаке, то есть в одном из главных песнопений сегодняшнего дня. А слова такие: "Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси,Свет Неприступный". Мы совсем недавно слышали об этом и молитвенно переживали пришедший Свет в рождестве Христовом - Свет надмирный, Свет духовный, Который будучи Словом, стал плотью.

И мы свидетельствовали, что в древности этот праздник именовался как праздник Света или праздник Светов. И Рождество, и Крещение переживали одновременно как Богоявление - явление Бога во плоти в Рождестве и явление Бога во Христе как Спасителя всему человечеству по крещению Иоаннову.

Свет нетварный, вечный Свет, Сотворивший всё и вся, ныне является в облике плотском, в облике человеческом. Во Христе Иисусе Сам Бог вошёл в наш мир. Вошёл, как источник и явление света в тьму, которая охватила этот мир. И изнутри этот Свет Божественный наш мир стал озарять.

Например, когда мы с вами переживаем радость Пасхи Христовой, мы при этом свидетельствуем опять - о явлении Света Божественного. Когда Христос, Умерший телесно, душою сходит во ад, то свет Его Божества разрушает силу ада. Свет уничтожает тьму и власть её.

Вот и в сегодняшний день мы переживаем явление вот этого Света. Поэтому с древней Церковью сегодняшний день мы называем Богоявление. По-гречески теофания - явление Бога, явление божественного Света, Который изнутри преображает этот мир.

Вспомним, с чего началось сотворение мира, как Господь творит этот мир. Помним? Первое творческое действие - Слово Творца: "Да будет свет" (Быт. 1:3). И потом Господь, как написано в Писании, творит воды и из вод творит этот мир.

Так в сегодняшний день мы переживаем явление Света Христа, Света Бога, Который, входя в этот мир, озаряя его, разгоняя тьму, начинает обновление с того же творческого делания, которым начался мир когда-то. Свет сияет через Него в этом мире, и Свет Божественной благодати преображает воды, освящает воды. Через них, через то, что мы со школьной поры знаем как круговорот воды в природе, - через это движение света в божественной энергии в воде, освящается уже весь этот тварный мир. И божественная благодать проникает во всё и вся. Носителем, передатчиком божественного Света является высшее творение Бога, образ и подобие Его, живая икона Бога, — человек. А через человека этот Свет жизни, этот Свет благодати, Свет блаженства, изливается уже на всё творение, одушевлённое и неодушевлённое, видимое и невидимое, всё преображая, всё очищая, всё обновляя и возвращая к первоначальной богозданной красоте.

Вот что сегодня празднуем мы, православные христиане. Мы с вами сегодня вспоминаем будущее - будущее, грядущее, всеобщее преображение этого мира. Общую победу Света над тьмой, когда тьма и рождение её, и источник её, грех, страдания, смерть будут испепелены этим божественным Светом. И весь мир преображённый, очищенный, обоженный, воссияет в первозданной, непадшей, изначальной красоте. Мы сегодня поэтому совершали и освящение вод, свидетельствуя это вхождение Света Духа Святого во весь мир, даже неодушевлённый. Когда мы говорим о водах, то свидетельствуем грядущее преображение всего творения Божия.

Поэтому от всей души и искренне рад поздравить всех с начавшейся, совершающейся и торжественной победой, идущей по этому миру славой света Христа.

Мы сегодня сказали, что переживаем теофанию - Богоявление. Бог — Свет — всё более и более воцаряется в этом мире, и тьма не в силах поглотить Его. И мы сопереживаем сегодня, как и каждый раз, силу, радость, блаженство уже торжествующего во Христе Царствия Небесного и Царствия Божия.

С праздником всех!