Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2016г.)

Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!