Праздничная проповедь в день памяти Собора Архистратига Михаила (2016 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний день мы с вами совершаем память бесплотных сил небесных: Архангела Михаила, прочих ангелов Божиих, наипаче, конечно же, - день того Ангела, который у каждого из нас с вами есть от святого Крещения – Ангела нашего Хранителя. Мы привыкли, православные, что память святых - это дни их рождения и дни представления. А ангелы Божии не умирали. У них нет дней представления. И рождение их – это их сотворение, прежде времени бывшее. В Священном Писании сказано, в Ветхом Завете, устами пророка: «Когдасотворены были звзды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои (Иов. 38:7)», то есть ангелы были прежде начала творения мира видимого. Поэтому нет ни даты рождения, ни даты представления ангелов. Почему мы сегодня отмечаем их день? В древности год начинался с первого месяца весны – с марта. Если так считать, то сегодня девятый месяц.

У ангелов, как мы знаем по Священному Писанию, девять видов ангельских чинов. У нас, людей, народов много, национальностей много. А у них, у ангелов, - их девять видов. Они тоже не в одно перо, не в одно лицо: архангелы, херувимы, серафимы... Церковь избрала девятый месяц от марта, который, когда-то, был первым месяцем, как свидетельство, что ангелов девять видов, девять чинов. Сегодняшний день мирским календарём, который католический и с большевистских времён, сегодня число – 21-е. А юлианским календарём сегодня восьмое число. Почему восьмое? Ангелы были прежде творения мира и будут пребывать в вечности. Вечность апостол Павел назвал восьмым днём творения. Выражая тем самым, что со времени, как Господь нас сотворил, сейчас идёт седьмой день творения. Это период жизни цивилизации. Когда придёт конец этому миру греха, и мир преобразится в Святом Духе, и настанет Царствие Божие, о котором мы просили сегодня(«Отче наш, да приидет Царствие Твое!») – это грядущее называет апостол Павел восьмым днём творения. Ангелы присутствовали при творении мира и будут присутствовать всегда. Поэтому в церкви празднуется восьмым числом собор бесплотных сил, именно это выражая: их вечное присутствие. Что для нас важно в понимании, переживании памяти и архистратига Михаила, и ангелов Божиих? Во-первых, наш Бог – Бог совершенный! У Него нет границ совершенства. И сколько бы мы с вами не говорили о Творце, как бы не вникали в дела Его, мы никогда не постигнем всей глубины. Помятуя об ангелах, мы говорим, что Бог создал мир невидимый – мир ангелов. А на сколько он велик? Пророк Даниил, увидев то, что смогли охватить глаза его, сказал: «Тьмы тем!» Бесчисленно! Человеческому пониманию не представимо! «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Господь бесконечно совершенен. И сегодня, совершая память бесплотных ангелов, мы выражаем восхищение, изумление перед совершенством Бога – Творца. Что Он может! Какая глубина Его возможностей! Какая это невыразимая сила!

Что ещё переживаем мы в сегодняшнее Богослужение в нашем сердце? Мир ангельский создан Богом безгрешным. Но каждый ангел наделён уникальным даром – даром свободной воли, что есть и у человека. Бог одарил свои разумные творения свободной волей. Чтобы человек или ангел сам выбирал свою жизнь, свой путь, исполнение своих желаний. Зачем Он сделал так? Ведь мы знаем, что среди ангелов были ангелы, которые пали. Мы называем высшего падшего ангела – дьявол, сатана. А других, падших с ним – бесы. Мы знаем, что человек, к сожалению, своей свободной волей, увы, распоряжается, увы, не лучшим образом. Адам пал. И мы, если посмотрим каждый на себя, на каждый день своей жизни, то согласимся: мы свободную волю свою чаще направляем, к сожалению, не на добро. Вернее, хотим доброго. А получается… А получается, как всегда. И наша воля, разбитая грехом, стаскивает нас в яму погибели. И земной, и вечной. Зачем же Бог такими создал ангелов и людей? Лучше бы создал такими, чтобы не могли пасть. Вот мы с вами не могли бы пасть. Жили бы праведно, райствовали, не знали бы ни скорбей, ни страданий. Это же лучше?! Это с точки зрения человеческой. А с Божьей? Вот, например, что важно помнить? Господь наш есть Любовь совершенная. И человек, только когда он в Любви, как создание Божие, может быть Человеком. И ангел, только когда он в Любви, может быть Ангелом. Вот например, возьмём такой пример, я человек. У меня есть дети. Но они не хотят меня любить. Не хотят быть со мною. А у меня есть уникальная способность… Какая? Я, например, гипнозом обладаю. Выучился. Дар у меня такой. Я детей своих гипнотизирую. Внуков гипнотизирую. И лишаю их свободной воли. Зато они теперь со мной! Я им внушаю: «Говорите, мы тебя любим!» И они говорят: «Мы тебя любим!» Я им внушаю: «Обнимайте меня!» И они обнимают меня холодными руками бездушно. «Целуйте меня!» И они целуют. «Говорите, что всегда меня будете любить!» И они говорят: «Мы тебя будем любить всегда!»

А теперь вопрос: всё по-моему стало? По-моему! Как я хотел? Да! Никто мне не сопротивляется? Никто. Буду я счастлив при этом? Думаю, что нет. Ведь я же понимаю, что на самом-то деле мои дети не любят меня. Это я сам себя, используя их, люблю. Они в этом состоянии не искренни. Им разве надо такое состояние? Разве они счастливы от этого? Так и Бог? Почему Бог должен быть счастлив от того, что нас под гипнозом, или, лишив нас свободной воли, заставил быть праведниками без права выбора нам самим праведного пути? Господь даёт творениям своим, ангелу и человеку, уникальный страшный дар – свободную волю. Для чего? Чтобы мы, его разумные творения, сознательно, добровольно на любовь Божию ответили ответной благодарной любовью, которая может быть настоящей, если только она свободна. Как премудро всё устроил Господь! И мы видим, что мы с вами обретаем эту свободу нашей воли, эту любовь, порою, очень тяжело. Не без болезненности. Не без трудов. Порою, наделав каких-то ошибок. Но, если стремимся к правильной жизни, то эти ошибки учат нас. Делают мудрее. Ошибившись сами, детей и внуков можем учить. Не примером, если, святости, то примером покаяния. Говоря: «Детки, я делал вот так-то. И получилось очень плохо. Посмотрите на меня. Так не делайте. И будьте лучше, чем я. У нас есть такая возможность? Есть. И сами можем так жить. В ангельском мире, как и в человеческом, есть свободная воля! И Господь одарил творения свои разумной свободной волей, чтобы любовь Его к нам имела в нас живой свободный отклик ответной любви к Нему. Чтобы всё и вся, исполненное Его Божественной Любовью, наполнилось благодатной жизнью творений Его. Ангелы Божии, сохранившие верность Творцу, кого мы, собственно, ангелами и называем, наполнены любовью к Богу. А мы, дорогие мои? Вот мы с вами, например, сегодня причащались. Кто причащался? Я, ты, он, она. Причастились. Что произошло? Я принял в себя кровь Христа Спасителя. Так? Так! Теперь во мне чья кровь? Его! Я с Ним одной крови! Мы стали родными.

Но сегодня и ты причастился тоже. Ты тоже С Ним родной! И он! И она! Значит, мы между собой кто? Родные! Одна семья! Братья и сёстры! Вот, мои дорогие! Это открывает глубину и тайну мира духовного. Вот ангелы на небесах пребывают всегда во свете Божественной Любви, соединённые с Богом, а через Него, друг с другом в одной небесной семье. Добровольно утверждённые в добродетели. Сознательно пребывают в Любви Божией. И, видя Его любовь к нам, переживая эту Любовь Божию к нам, переживают о нас так, как мы не переживаем за своих родных братьев и сестёр. Они в нас видят родных. Своих. Они другие! Они не похожи на нас. Так и в семье также. Разве все братья и сестры близнецы? Нет, разные. И возраст разный? Разный. А бывает вот как. В семье у нас брат мой умный и красивый, а я так себе, неудачненький: маленько косоглазенький, маленько кривенький, и умом не блещу. И что из этого? А мы всё равно родные! И если есть в настоящей семье любовь, то те, кто сильнее, умнее, старше, - заботятся о больных, о младших. Попечителями являются. К примеру, раньше старшую сестру как звали в семье? Нянька. Почему? Полумамой была. Помогала матери нянчиться, приглядывала за младшими братьями и сестрёнками. Кто для нас ангелы Божии? Особенно, самый близкий нам – Ангел Хранитель? Небесная нянька. Он молится о нас с любовью к Господу. И у него есть возможность, которой нет даже у святых. Святые тоже молятся о нас с любовью пред Богом и просят у Бога милости за нас, и укрепляют наши молитвы. Но у ангелов есть способность. Пребывая в духовной сущности своей, через то духовное, что есть в нас (душа, интуиция, совесть, мир чувств), они могут как бы толкать нас. Например, в какой-то ситуации толкнуть совесть. Мы на земле называем их действие – интуиция. У святых есть только молитва. У ангелов - и молитва, и вот эта уникальная способность. Поэтому-то они нам особенно близки. Поэтому Господь и даёт Ангелов – Хранителей, чтобы они нас толкали через совесть, через предчувствие.

Сегодня мы с вами причащались. А ангелы не причащались. Они выше нас духом. А такого дара им не дано. Они сегодня смотрели на нас с восторгом. Они не могут завидовать. Любящие никогда не завидуют. Они радовались за нас, понимая, что им дано то, что не дано даже им. И с особой любовью, видя, как мы молимся им, молились за нас, прося у Господа и земных благ для нас. Конечно! Они же понимают, что для нас это важно. Но главное – просили для нас спасения душевного. Что важно для нас в связи с этим? Главное - научиться из церковного опыта. Например, мы знаем, что есть молитвы утренние и вечерние. В них есть молитва Ангелу Хранителю? И в той, и в другой. В утренней и в вечерней. Это о чём говорит? О том, что мы, православные, всегда связь с ангелами держим. Всегда с Ангелом Хранителем на связи! Чтобы у него была возможность больше влиять на нас, помогать нам в деле нашего спасения. И вот, сегодняшний день – это соборное собрание всех нас в церкви для молитвы Ангелам Божиим, которые соликуют вместе с нами, сорадуются и более усиленно молятся о нас.

От всей души и искренне поздравляю всех с праздником! От всей души желаю, чтобы Ангелы Божии всегда были с нами. Мы бы чувствовали их, радовали их. А за их молитвы не леностно, но твёрдо шли путём спасения.