Как пережить смерть близкого человека? (фрагмент из проповеди прот. Владимира Головина)

Никак. Это нельзя пережить. Если кто умеет любить, то это никак пережить нельзя. Любовь сильнее смерти. Смертью любовь не уничтожается, когда мы теряем тех, кого любим, от этого любовь ещё сильнее. Её не заглушить. Поэтому никак не переживать. Не разлучаться, не отдавать умерших смерти.Мы же знаем – умирают только тела. Души-то бессмертны. Поэтому - быть с ними в неразрывном единстве через молитву о них. Кто с любовью молится о своих усопших, тот чувствует близость с умершими родными и после смерти, тот знает, что смерти, на самом деле, не существует. Та же любовь, то же общение, только через молитву.

Умирает ребёнок. Как же такое пережить? Счастливы те родители, которые хоронят детей, или счастливы те дети, которые умерли при живых родителях. Странные слова… Когда мы родителей хороним, как мы реагируем? В принципе, как к должному относимся: пожили, все родители когда-нибудь умирают. Потом забываем, вспоминая изредка в дни поминовений. Ребёнок умер. Когда-нибудь наступит тот миг, когда сердце смирится с этим? Никогда! Если родить после этого, всё равно, рана не заживёт. Поэтому, лучше себя не обманывать, сказать правду: мы встретимся в вечности. А чтобы быть там вместе, надо быть по одну сторону баррикады. Он какой был, умерший? Не важно. Важно то, что я могу за него молиться и вымолить его для Царствия Божиего. И я могу свою жизнь построить так, чтобы с ним быть в вечности.

Чем усопшие занимаются в раю?

Духовный мир - это царство духа, там нет ничего материального. Что ангелы делают? Славят Господа. А что это значит? Говорят бесконечные слова? Или ответной Любовью горят к Нему? Или что-то шире. Господь создал человека, как образ Свой и подобие. Он - совершенный. Мы, несовершенными созданные, но с возможностью совершенствования. До какого уровня? До уровня Его – бесконечного. Что такое Царствие Божие – непрерывный, непрекращающийся рост в богопознании и любви. Это и составляет жизнь тех, кто пребывает в Царствии Божием.

Как правильно держать траур по умершим родственникам?

Такой традиции в Церкви нет вообще. Это народные традиции. Например, на Кавказе, если умер мужчина, женщины носят чёрную одежду год. Есть народы Индонезии, где жена после смерти мужа отрубает себе палец. Это диковатые традиции, ничего с Православием общего не имеющие. У нас, в Православии траура нет. Мы одеваем чёрные платки во время погребения, что совершенно неправославно. А в православной традиции – в гроб в белом кладём. Священники, при отпевании - в пасхальном, белом облачении. Обряды отпевания – это сколок с пасхальной службы. Почему? Потому что у нас нет причины для траура.

Умер мой близкий… Это неправда. Умерло тело. Душа живая, продолжает жить. Будем молиться, будем с усопшими в молитвенном единстве. Мы разлучились навсегда? Это неправда. При втором Пришествии Христовом и тело усопшего и моё воскреснут, мы встретимся опять. Мы прощаемся только на время. Он куда ушёл душой? Он ушёл из того места, где много плачут туда, где не плачут никогда. Поэтому у православных нет в традиции траура, есть традиция усиленной молитвы за усопшего, как в минимум, в течение сорока дней. Год траура, или больше – этого в Православии не существует, это всё народные традиции. По-человечески боль-то есть. А как же? Но мы и живые, порою, слишком далеки друг от друга, теряем друг друга. Мы не знаем, в раю или аду их души, но знаем, что за них есть молитва. А вот мы умрем, будет ли за нас кто молиться? Что должны делать близкие умершего? Первое: молитва. Второе: милостыня. И третье: простить его искренне, от души, чтобы он уходил на Суд Божий без груза обид с нашей стороны.

Можно ли узнать посмертную участь усопшего?

Зачем это знать? Кто-то ответит: чтобы молиться. А что мешает молиться сейчас, без знания их участи. Мы хотим некоего успокоения, порадоваться за них. А полезно ли нам это знать, несовершенным? Почему Господь это в тайне скрывает? Чтобы нам не расслабляться. Мы не знаем полноты любви. У неё нет перегородок в виде смерти. Поэтому нам полезно и спасительно не знать участь усопших, чтобы мы всегда были в молитвенном напряжении, постоянно пребывали в любви к нашим близким. Рай и ад – это не место, где пребывают души умерших. Это состояние. Человек, сбрасывая с себя телесные оковы, переживает близость Бога. В зависимости от того, чем я жил на земле, чем себя наполнил, это переживание Бога будет в вечности – или невыносимой мукой или переполняющей радостью.