Как и кому подавать милостыню? (фрагмент из проповеди прот. Владимира Головина)

Что это такое, на самом деле, милостыня? Это любовь, выраженная делом. В богослужебных текстах Великого поста, например, поётся «… разорвём грехов рукописание». К нашему вопросу эти слова сориентируем. Человек взял в долг под расписку, и со временем долг этот вернул. А может не получается отдать, и год и два. Мало ли что – может, заболел. Нужда стала не меньше, а больше. И человек, давший в долг, видя это, разрывает записку, прощает долг. Церковь этими словами зовет к кардинальной милостыне.

В Священном писании написано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42) Но, мы то знаем правду жизни – просящие разные есть, не только на доброе просят. Опыт святых разжёвывает слово Божие. Есть такие авторы творений, которых Церковь называет не святыми отцами и не апостолами, а мужами апостольскими. Это духовные сыновья и внуки апостолов, видевшие в живую апостолов или их очевидцев.

В одном из первых творений мужей апостольских – «Дидахе» («Поручение двенадцати апостолов») есть такая фраза: «Милостыня твоя да запотеет в руках твоих». Раньше деньги были металлическими. Металл не потеет, поэтому, что б милостыня запотела, нужно, чтоб она долго была в руках. Зачем? Чтобы думать: кому дам, что из этого получится, на пользу ли. Если наша милостыня будет поводом к греху или облегчением творения греха, значит, она будет поощрять их погибель, толкать их в ад. Другое дело, например, пьющего просящего человека накормить, поговорить. В этом случае лучшая форма милостыни – дать человеку честно заработать свой хлеб. Поэтому принципу сразу станет понятно, кто действительно нуждающийся человек, а кто занимается тунеядством. Помощь таковому будет укреплять его тунеядство, послужит его погибели.