Праздничная проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца (2015 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С праздником!

Нам, православным христианам, естественно и привычно переживать Божьи праздники в храме. Торжественно, красиво, даже высокопарно. Мы наследуем Богослужение, которое сложилось очень давно. И в нем много различных традиций, в частности, и традиции храма Святой Софии в Константинополе – императорского собора древней Византийской империи. И вот эта пышность, торжество императорского Богослужения доносится до нас в наших православных Богослужениях даже в простых сельских церквях. И нам это привычно, понятно, и даже объяснимо умом. Пред кем предстоим мы? Устами пророка скажем: пред «Богом богов», пред «Господом господствующих», пред «Царем царствующих», пред «Владыкой владык». Поэтому достойно и праведно, чтобы церковное служение было не по духу, не по букве императорского Богослужения, а много выше, много торжественней. Не пред земным царем стоим – пред Небесным! Перед Которым в страхе предстоят (как сказано в церковных молитвах), закрывая лица свои, ангелы. Но, несмотря на это понятно, близко нам торжественное, церемониальное Богослужение.

Тем не менее, есть такие дни у нас, у православных, когда вся эта пышность и красота, никуда не деваясь, становится, как бы другой. И наше православное Богослужение и церковные молитвы становятся до умиления, до какой-то сладостной сердечной боли, очень простыми, близкими. И это связано не с особенностями православного Богослужения, а с особенностями того, что мы переживаем в эти дни. Один из таких дней – сегодня. Мы переживаем память святителя и чудотворца Николая, который для нас не просто величайший святой, а свой, родной, близкий. Вроде бы он недосягаемый в своей высоте, но для нас он такой близкий. Образ земной жизни святителя Христова, образ его любви к человеку – это и есть то, что делало его на земле таким родным.

Для нас, православных, естественно искать в Боге духовную красоту и свершения духовного, удовлетворение своих духовных нужд, но, как ни странно, мы читаем в Евангелии, что, когда Христос Спаситель придет Судом Своим второй раз в этот мир (по Его пришествии мы, кто доживем, преобразимся, а мертвые воскреснут), Он не спросит нас, какой духовной высоты мы достигли,какие молитвенные состояния мы прошли, какой силы благодати ты коснулся. Он скажет другое и спросит о другом. И эти слова Он нам уже заранее «анонсировал». Он скажет очень простую фразу: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф: 25:35-36). «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25: 37-39). «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). А нам, многим стоящим из нас по левую сторону от Него Он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43). И тогда мы скажем: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44). «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45). А дальше в Евангелии написано: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).Вот не о духовных высотах спросит нас Господь, а о таком, казалось бы, очень материальном и земном. Но, мои дорогие, если вникнуть глубже в эти слова, а материально ли это земное? Помочь человеку в его нужде, есть это выражение любви Богоподобной, но только явленной не мечтательностью, а реальным делом. В этом и есть Богоуподобление.

Почему мы сегодня вспомнили об этом? А память того, кого мы сегодня совершаем, заставляет нас об этом вновь и вновь вспоминать. Вот он и на земле был таким, и сейчас таким пребывает. Не дошли до нас ни писания святителя Николая (скорее всего ничего он и не писал), ни писание его проповедей – лишь скупые обрывки памяти того, как он делом являл любовь тем, кто в этом нуждался. И как сегодня пелось в кондаке церковном, в конечном итоге «душу положил за други своя». Что поражает? Поражает не только то, что, когда мы обращаемся к святителю Христову, просим его и о спасении своей души, и об очень земных проблемах, и Господь за его молитву дает нам это. Но поражает даже не это. А то, сколько свидетельств приходится слышать! А многие из нас пережили на себе, когда никто его не призывал, никто не просил ни о чем, а он сам, являя свое милосердие, помогал нуждающимся.

Пример, известный в истории, и который в разные времена проявлял себя. В Киеве, хранится образ святителя Николая, который очень почитается. У него странное, смешное название: «Никола Мокрый». Странное такое название. Почему? Киев и раньше был большим городом, стоит на берегу Днепра, а моста между берегами не было, как люди попадали с одной стороны на другую? Чаще всего лодками. На этом некоторые подрабатывали. И вот такой факт. Молодая семья, даже имен их не сохранилось, простые киевляне, однажды решили съездить к родственникам, навестить их. Переплыли на лодке, заплатили и на другой стороне у кого-то гостили. Засиделись, да долго. Возвращаться решили домой. Семья молодая, с маленьким ребеночком. Они уже подошли к реке, а никого нет, кто бы их перевез, а лодки на привязи стоят. Недолго думая, они отвязали одну лодку, сели и поплыли. Хозяин гребет, жена сидит рядышком, и получилось так, что они положили ребеночка на корму лодки. Доплыли. Выходят из лодки, а ребенка нет. Страшная догадка – упал. Кинулись в воду. Но было темно, ночь. Ну, побултыхались, в ужасе, в кошмаре вылезли. Пришли домой, сколько уж можно бегать-то... Никакой радости, все перевернулась одним днем. И сна нет. С утра побежали на берег – нет ничего. Прошелся слух об этом происшествии. И вдруг к ним бегут: «Сходите в церковь, там около иконы святителя Николая ребенок какой-то плачет, он весь мокрый, как из воды вынутый». Когда они побежали, не веря в чудо, они увидели около иконы святителя Николая свое родное дитя. Они не просили его, они не молились, у них даже мысль о молитве вышибло, когда такое горе произошло. Вот это потрясающий факт. Это было давно.

А недавно был такой факт, который получил огласку в Русской Православной Церкви. Не так давно в Москве, мальчик выпал с высокого этажа. В доме были гости и просто не заметили, как он выпал. И когда отец увидел, что ребенок выполз на балкон, зашел и увидел, что его там нет… посмотрел вниз, а он там... Не помня себя, бегом спустился вниз, а тот сидит и играет. Он и говорит: «А я на балконе был папа, посмотрел вниз, а там так хорошо, и я прыгнул и полетел, а потом меня дедушка поймал и сказал: играй…» Когда они пришли домой, застолье продолжилось, но сына от себя папа не отпускал. Позже сын стал тянуть его в комнату к деду с бабкой. Показывает на икону Николая Угодника и говорит: «Вот этот дедушка меня поймал». Эти факты можно продолжать до бесконечности.

Мы молимся святым, они с любовью молятся о нас, и Господь совершает изумительные факты. А в святителе Николае мы видим, что его и не просят, да он сам идет навстречу нужде человеческой. Мы сегодня чувствуем в церковной службе дух простоты, это бывает только там, где есть любовь. Скажем словами акафиста: «Ничто же равно» его любви к нам. Она выше, она сильнее, она искренней. И, слава Богу, что такой светильник, мы с вами знаем, и который близко к нам.

С праздником всех!