Праздничная проповедь в день памяти святого равноапостольного князя Владимира (2016 г.)

Милостью Всевышнего Господа мы, по слову церковной молитвы, сыновья и дочери России, в день сегодняшний переживаем память святого равноапостольного нашего крестителя - князя Владимира. Для каждого сердца искреннего чада Русской Православной Церкви сегодняшний день, безусловно, особенный. Мы сегодня почитаем того, кто для всех нас с вами является восприемником нашего Крещения - Всероссийского крёстного. Тот, кто открыл нам двери нашего спасения.

Для нас же сегодня, именно вот здесь, для болгарцев, этот день имеет особое духовное значение, особую историческую составляющую. Мы с вами, в руках имея аналог летописной истории, что князь Владимир в период, когда начался внутренний его поиск, духовный поиск, в это время (за три года до Крещения его и Крещения Руси) он, повторяя воинский ратный подвиг своего отца, князя киевского Святослава, с войсками шел по Волгеи "на копье" взял Болгар и стоял на том месте своими ногами, на котором стоим сейчас мы с вами здесь. Это был 985 год. У него была мысль эту землю присоединить к своему княжеству. Но вразумленный своим дядей и воспитателем Добрыней, который в последствии, как мы знаем по истории, крестил Новгород, этого делать не стал.

Причём очень интересные и по-своему так малопонятные современным людям обоснования сказал Добрыня своему венценосному племяннику, когда тот спросил его: «Какой данью обложить бы Болгар, включив в состав Киевской Руси». Добрыня сказал Владимиру: "Князь, посмотри на их ноги. Они все в сапогах (ичиги - татарские цветные сапоги). Такие долго данниками не будут. Пойдём-ка поищем лучше лапотников. С тех можно будет брать, а с этих - бесполезно". Князь услышал своего воспитателя, его мудрый совет, и, как это ни странно, с подчинёнными заключил равныйдоговор, который летописец доносит до нас слова этого договора. Написано было так: "Заключаем мир на вечные времена. И разве только тогда меж нами будет вражда, когда по Волге поплывут камни или начнёт тонуть хмель". Такой потрясающей силы слова! Выходит, что во многих землях ступала нога этого мужественного великого человека, но только оду из них он признал достойной и равной себе – это земля Болгара. Поэтому мы не можем переживать сегодняшний день по-другому, как не день особенный.

Что ещё очень важно? Когда через три года, уже ближе ко Крещению князя, его духовный поиск приобрёл серьёзное значение, а мы с вами понимаем, что он не мог просто креститься, даже если бы пожелал. Он не рядовой человек, поэтому это будет влиять так или иначе на государство, на людей.

Нам сейчас свернули мозги на сторону, и говорят, что религия - это одно дело, а жизнь - это дело совершенно другое. В то время этой лжи не верили и понимали, что кроме бардака это ничего принести не может. Как может человек быть в двух лицах? В одном месте один, а в другом - другой. Нет, нас Господь зовет к цельности, к полноте. Мы в храме и вне храма всегда православные. В семейных делах, на грядках, на работе, в общении с соседями, в совершении поста, в паломничестве - мы всегда православные. Креститель это прекрасно понимал. Например, было такое понятие, что воинство может быть только христолюбивым, т.е. с ним под знамена Креста могут встать только крещённые. Это не так просто. А примут ли все то? И поэтому князю было не просто принять это решение: и личные причины, и государственные.

Узнав об этом внутреннем метании, в Киев потянулись проповедники. Из Хазарии приехал учёный раввин, из венгров - предкатолик (разделения Церквей тогда ещё не было), из Болгара, помня добро князя и мирный договор, правителем был послан специальный ученый имам, который стал говорить князю о красотах ислама. Причём он говорил в определенном ключе, смысл его слов был таков: "В своё время ты явил к нам милость, заключив с нами, покорёнными, равный договор. Теперь мы хотим протянуть тебе руку. Ты в поисках и мы хотим поделиться с тобой нашим духовным опытом". Вот такой уникальный жест доброй воли и явление действительно настоящих мира и дружбы.

Мы с вами помним, князь Владимир не принял ислама. Он принял Православие, принял Крещение и весь наш народ развернул для Царствия Божия, для Христа. Но вот этого доброго отношения со средней Волги, из Болгара, он не забыл. Вскоре после Крещения он посылает сюда, в Болгар, монаха, священнослужителя, чьё имя сохранилось в истории - Марк Македонянин (философ). Тот приезжает сюда с грамотой великого князя Киевского, и правитель Болгара разрешает ему произвести всенародную проповедь о Христе.

В конце X века в Болгаре, где уже к тому времени были христиане, звучит слово проповеди о Христе. Летопись повествует далее, что после этого и возвращения Марка в Киев (это было осенью) весной несколько родов булгарских князей явились в Киев, с целью принять Крещение и Православную веру во Христа.

Вот так, мои дорогие, на заре нашей истории между личностью, поминаемого ныне князя Владимира, и нами, болгарцами, вот такая связь. Поэтому мы с князем Владимиром родные тысячу с лишним лет. Не будет удивлением то, что это место, которое он по-особому выделял в своей жизни, он выделил и в год тысячелетия Крещения Руси. Мы с вами помним, что в этом году из трёх храмов, которые открывались на территории Татарии, один был в Болгаре. Памятником этого, что именно во "владимирский" год храм открывался в иконостасе нашего храма в местном чине, написан образ равноапостольного князя Владимира, как памятник того, в какой год мы православными начали быть в полноте. Проявил себя через многие века наш равноапостольный покровитель и своей молитвой. Он вымолил Болгару то, что здесь начала быть церковь, молитва, полнота церковной православной жизни.

Мы с вами знаем, что сейчас Православный Болгар совершает служение вселенского масштаба. Вы знаете все, что вместе с болгарской церковью Господу молятся по соглашению ежедневно сотни тысяч людей на всех континентах. Знаем, кто положил начало этому великому деланию. Дело явно апостольское и рука равноапостольного явно видна. Поэтому для нас с вами сегодняшний день - день совершенно особого переживания праздника. Мы в живую чувствуем над собой молитвенную руку нашего крестителя и нашего небесного молитвенника. С такой радостью в этот день всегда совершаем день его торжества. Сегодня, например, торжествует Киев, где он - князь Владимир - лежит своими мощами в соборе, который был построен в честь 900-летия Крещения Руси ещё при последних царях. Сегодня радостно переживает центр нашей Православной Церкви - Москва. А сегодня добавим ещё один центр Веры Православной - это наша святая болгарская земля.

Искренне от всей души рад поздравить всех нас с вами с нашим общим большим, значимым, исторически взвешенным празднике. От всей души всем желаю, чтобы молитвы нашего равноапостольного крестителя были над нами бы всегда. А мы были бы за его молитвой верны тем заветам, которые он нам оставил. Он нам передал процветающую, великую Родину, интеллектуально развивающийся народ, духовно крепкие души наших предков. Дай, Бог, чтобы это сокровище было нами и хранимо, и преумножаемо, и ради его святых к Богу молитв. С праздником всех!