Праздничная проповедь в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи (2016 г.)

Иоанн Креститель любил Господа бескорыстно. Он любил Его ради Его Самого. Он любил всего Бога и правду Его, от этого и был предан Ему всецело. Поэтому когда правду Божию попирали в этом мире, он, будучи в Боге праведником, не осуждал самих попирателей, но грех, который был совершён ими, обличал. Так в его время человек, имеющий власть в Палестине, царь Ирод, совершил преступление, о котором знали все: сговорившись с женой своего брата Филиппа, они отравили его, чтобы потом вступить им в брак. После произошедшего он женился на ней. Таким образом, они стали мужем и женой. Их брак создавался от греха – разврата. Потом – от убийства. Их брак был замешан на крови. Великий Креститель, обличая дела их, не осуждал самих Ирода и Иродиаду, а также других людей. Он вставал за правду Божию. Он предупреждал Ирода о последствиях греха, не износя суда ему. Он говорил: «Нельзя тебе так делать! Не имеешь ты права так поступать! Во-первых, ты глава государства. Если рыба начинает гнить с головы, то что будет дальше с телом её? Если те, кто на виду у всех, живут ниже и хуже, чем звери, то что от народа тогда ждать? Пример заразы пойдет среди людей". Иоанн Креститель, болея душой за народ, обличал грех правителя. Люди сами, к великому сожалению, не всегда понимают, что творимый ими грех обязательно будет иметь результат последствий. Пострадают многие невинные. Прежде всего, те, кто хотел помочь нам. Мы сами знаем по себе, когда нам что-то говорят нелицеприятное, то первое чувство, которое возникает – это отомстить тому, кто про нас сказал правду, но неприятную для нас. То же было с Иродом и его новой женой. Они посадили Иоанна Крестителя в тюрьму. Но вот что интересно написано вЕвангелии: Ирод видел в нём праведника, пророка. Он слушал слово его, то сам приходя к нему в камеру, то вызывая к себе в палаты. Ирод слушал слово Иоанна в сладость. Какой бы Ирод ни был, но, будучи воспитанным в семье, где от Бога не отрекались, сердцем он отзывался на слово Божие. Праведник трогал его душу, но ..! Поскольку он праведник-обличитель, то пусть живёт, но только в тюрьме, где никто не слышит его обличений.

В Евангелии повествуется то, что, когда у Ирода был День рождения, он устроил праздник для известных вождей и начальников, которые ему служили. Ирод был удовлетворён пляской падчерицы, дочери Иродиады. И поклялся, пообещал исполнить всё, чего она ни попросит. Падчерица, по нашептанию матери своей, Иродиады, попросила Ирода, чтобы он тот час же дал ей в награду голову Иоанна Крестителя. Женщины смогли добиться того, чтобы голос ревнителя Заповедей Божиих замолчал. Ирод ,после данной им клятвы, побоялся оказаться в глазах окружающих преступником своего обещания. Ему не хватило трезвенности, чтобы сохранить жизнь пророка. Он повелел исполнить желание его падчерицы. На блюде внесли отрубленную голову Иоанна Предтечи.

Сегодня в церкви пелось песнопение, в котором были слова «праздник, исполненный кровей». В этом дне мы видим многое, что поучительно для нас. У нас в России существует причина, которая привела Ирода к страшному злодеянию – убийству пророка Божия. Ирод дал клятву, будучи пьяным. Он сказал то, что трезвым не сказал бы. Известны слова: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Его тяготила правда Предтечи о его греховности. Но он не был рад тому, что от него потребовали убить пророка. И всё же пьяную клятву мнимого благочестия он поставил выше спасения своей души. Свой лжеавторитет перед такими же, как он, человекоугодничество, собственное самолюбие он поставил выше правды, выше исполнения Заповедей Божиих, выше предстоящего Суда Божия.

Мы живём в сельской местности и знаем, что творится вокруг нас. Мы знаем жизнь наших близких и родных. Многие уже погибли в пьяном болоте.Немало погибает по сей день. Мы с вами, по примеру Иоанна Крестителя, не должны судить никого, кто страдает этим пороком, помня, что у нас нет права суда над людьми. «Мне отмщение, Я воздам», - говорит Господь (Рим. 12:19). «Не судите, да не судимы будете, …» (Мф. 7:1). Понятно, это потому, что мы не знаем всего человека. Мы видим только внешние поступки его, но не знаем внутреннего состояния души его. Мы можем видеть, как он грешит, но не знаем, как он кается внутренним плачем; можем видеть грех и не знать его причины, а они могут иметь глубокие корни. Кто-то, страдающий недугом пьянства, может, рождён от страсти пьянства, зараженных этим недугом отца и матери. А если он воспитывался в семье, в которой пьянство было нормой жизни? Ведь тогда с него спрос другой, чем с нас. Поэтому мы никого не может судить. Мы боимся опуститься до уровня того, чтобы присвоить себе право Бога Самого на Суд, ибо судить Свои творения имеет право только Создатель. Только Бог. Всякий, кто судит другого, тот вор перед Богом Его святого права, и будет отвечать за это воровство перед Господом в день Суда Его. Мы не износим суда над человеком, страдающим недугом пьянства, а говорим только о самом пьянстве – это страшное зло, которое заставило царя Ирода пойти на убийство пророка, от которого он сам же в сладость слушал слово Божие. Пьянство - это то зло, из-за которого так много в этом мире детских слёз и взрослых страданий, так много смертей и несчастий.

Сегодня наша молитва, молитва к Господу и Иоанну Предтече о том, чтобы Христос Своей силой, по молитвам святого угодника, исцелил многих, кто страдает этим недугом, вывел бы через покаяние их к новой жизни, жизни трезвенной, которая ведёт ко спасению. Мы с вами знаем о слове Божием страшную правду. В Священном Писании написано: «Не обманывайтесь, - ни пьяницы, ни лихоимцы Царствия Божия не наследуют «(1 Кор. 6:10). Скажем, к примеру, я пью, но каюсь, молюсь, стараюсь что-то доброе сделать ради Господа, а Писание говорит «не обманывайся, не успокаивай себя понапрасну. Всё равно будешь в аду, потому что страдаешь недугом привязанности к пьянству – имеешь пристрастие к греховному. От греха нужно отойти». Ничто скверное в Царствие Божие не войдёт. Мы должны молиться за несчастных людей, чтобы Господь дал им силы вырваться из пьяного рёва, и через это надеяться на спасение мира. При этом нужно быть внимательным ко многим вещам. Например, сами мы не страдаем пьянством, но у нас, в России, с некоторых пор, завелись другие диковатые традиции. К примеру, если пришли гости, то «пузырь» на стол нужно поставить обязательно. И заставить гостей выпить. «Ну надо, ну ладно, ну половинку хотя бы, ну ещё одну». – Это трудно назвать алкоголизмом. Но данная традиция показывает, что главное угощение для гостей и радость для них – это напороться. Нам православным можно иногда немного, к месту, зная каждый меру, принять какого-то вина. Помним слова святых, которые говорили, что, кто знает меру и принимает в соответствии с мерой, – это хорошо, а кто не пьёт никогда, то это лучше, это совсем хорошо.

Есть ещё преступный обычай. Например, когда мы поминаем наших усопших. Нужно в это время молитвенно о них быть собранными умом и сердцем. Почему? А где их души сейчас? Есть у нас уверенность в том, что они в Царствии Божием? Нет. А если они находятся в муках адских? Очень важно в день поминовения собраться в храме или дома для молитвы. Но вместо этого на поминках бурно развивается эта погань - «пол рюмки» или «пол стакана». Частенько говорят: «Покойный любил, поэтому в память о нём надо махнуть». С точки зрения церкви и Православия – это дико, это безумно! Данное время должно быть отдано сугубой молитве об усопших. Поминки – время выражения любви к усопшим; это то место, где любовь к ним должна быть выражена через молитву о них. Поминки – не время и не место для погани пьянства. Но мы часто это делаем, оправдывая себя, порою, глупейшей, антихристианской фразой: «А что люди скажут? Скажут, пожалели купить спиртное». Для нас суд человеческий выше суда Божия. Как для пьяного Ирода, который клятвенно пообещал подарить падчерице то, что она попросит. Почему она попросила главу Иоанна Крестителя, как предложила ей мать? Почему не попросила ничего другого?Для неё было интересно только то, любое ли желание её исполнит Ирод. Он же думал в тот момент не о Боге, не о том, что он согрешает перед Ним, а о мнении людей – каково будет о нём человеческое суждение. Мы уподобляемся Ироду, если мнение человеческое ставим выше Суда Божия.

Сегодняшний день многому нас научает. Показывает, что надо в любой ситуации оставаться православными. Образ Иоанна Крестителя - образ настоящей праведности как Ветхого, так и Нового завета, на рубеже которых он стоял, соединяя их. Пророк Господа является для нас примером для подражания во всём: и в праведности, и в стоянии за правду и даже в форме, как обличать грех, никогда не обличая грешников. Личность Иоанна Крестителя многогранна. Он нас учит быть трезвенными не только в плане пьянства, а быть трезвенными вообще, не поддаваться общему безумию, помнить Заповеди Божии, серьёзно, с внутренней трезвенностью анализировать свои поступки, давать оценку всей своей жизни.

Сегодняшний день – день большого урока; день искренней, сердечной, покаянной, без осуждения, молитвы за тех, кто страдает грехом пьянства, чтобы Господь укрепил путь их спасения, вывел из зависимости и сделал такими, чтобы сердце Небесного Отца радовалось за них; чтобы их дети и внуки радовались за них, а наши за нас, чтоживём правильной жизнью.

В связи с этими переживаниями по церквям сегодня читается Послание нашего Патриарха. Хочется сказать, что, если по данному поводу Патриарх пишет Послание, значит, -это серьёзно и важно.

С праздником!