Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2017 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы сопереживаем излияние Духа Святого в мир, полноту и венец дела спасения человечества, совершённого Господом, - венец Его домостроительства. Поэтому нам нужно себе напомнить, правильно пережить это дело спасения нашего, которое не мы, но Господь совершил. Мы же приемлем дар спасения подвигом веры, напряжением воли, но только потому, что дар уже свыше дан нам Господом. Какой дар?

Дар спасения. Мы с вами в лице нашего предка отреклись от Бога, согрешили, пали в погибель. «Мы пали» - это не просто фраза, это не просто отвлечённое философствование на религиозную тему. Мы и сейчас падаем. «Адам пал, а мы-то причём?» Каждый из нас уже в своей жизни умножил падение его. И не только наследственность в себе несёт заразу греха, но мы неосознанно, а кто-то сознательно, по жизни умножили в себе корень этой заразы, уходя в погибель сами и стаскивая в ад близких наших.

Господь совершил наше спасение, являя Свою милость. Церковь свидетельствует, что в самом первом падении человека Господь падшему, но ещё в раю, говорит, даёт обетование, обещание: «Семя жены сотрёт главу змия» (см. Быт. 3:15). Это — первое Евангелие, прозвучавшее ещё в раю!

Бог по грехопадении дал человеку надежду. Господь даровал человеку Своих ангелов-хранителей, помогающих в деле спасения, избрал патриархов, говорил устами пророков Своих, избрал великого Авраама и потомство его — народ Израиля — для хранения Его вечной истины и закона Его. По исполнении времён Сам, приняв образ, вид, естество человека, не переставая быть Богом, пришёл в наш мир, к нам, и жил нашей человеческой жизнью. И, во-первых, учил слову, открывая нам наше спасение, открывая нашему помутнённому грехом сознанию, нашим скользким чувствам путь спасения, правды. Во-вторых, делом Своим Он показал нам, как нужно путём спасения идти. Спаситель открыл нам, что человек может быть победителем греха, если он соединён с Богом. Он явил это Сам в Себе — пример показал. И больше того, Он в Самом Себе соединил, казалось бы, несоединимое — естество Своё, надмирное, святое, всесовершенное, божественное, с нашим человеческим естеством, падшим, обезображенным, изуродовавшимся. В Самом Себе соединил эти два начала неразрывно и навечно, одно не порабощая другим, свято храня человеческую свободу. И в Самом Себе силою Своего Божества Христос Спаситель наше естество преобразил, обезстрастил, обезсмертил, совоскресил, совознёс выше ангелов.

И сегодня мы празднуем излияние Духа Святого, обещанного Им (см. Ин.15:26), Духа, Который вот этот дар — дар нашего обожения, преображения — вживляет в каждого из тех, кто этого желает: кто обращается к Господу, кто желает и начинает идти путём совершенствования, спасения, настоящей жизни.

Спасение человека совершено в одной личности - во Христе Иисусе из Назарета. Излиянием Святого Духа и принятием Его верными это спасение совершается уже в каждом. В каждого вживляется Дух Святый, проводя работу обожения и преображения нашего. В каждом — не во всех, а из тех, кто сам этого желает и желает не мечтательно, а деятельно, то есть кто этого хочет и действует, живёт в соответствии с этой целью. Вот это мы сегодня и празднуем.

Не просто Дух Святой излился и теперь у каждого есть спасение, но излился так, что спасающийся, соединяясь с Господом, являет уже на земле рай, соединяясь друг с другом внутренне, духовно, наисильнейшим образом. Поэтому мы сегодня говорим, что сегодня не просто день Святого Духа, сошествия Его и полноты Бога Троицы, но сегодняшний день является днём рождения Церкви.

Когда мы с вами пели «Символ веры», мы исповедовали, говоря так: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Вот день рождения Церкви, частью который мы с вами являемся, сегодня и празднуем.

Что такое Церковь? Нам с вами очень важно хранить эту правду - знание, что есть Церковь. Потому что в современном расцерковлённом сознании Церковь — это, во-первых, попы, монахи, храмы, монастыри, семинарии. Нет, нет! Никто не начинает описывать даже самое красивое животное, начиная с хвоста. Что я сейчас перечислил — это не Церковь, это лишь малая, незначительная и неглавная часть Церкви.

Что есть Церковь? Об этом написано у апостола Павла, и нам не надо много думать над этим (мы знаем эту правду из Священного Писания!). Он говорит, что Церковь Христова — это Его семья, это Его живое, действующее Тело (см. Ефес. 1: 22-23). Вот у меня есть тело, у тебя — легко представить по аналогии, что такое Церковь. И он говорит: «В этом теле, Церкви, глава — Христос Спаситель» (см. Еф 5. 23). Душа, животворящая всё тело, - это Дух Святой, пришедший к нам. И вот это есть главное.

Это начало, отсюда надо говорить, что такое Церковь. Ибо без головы тело — что? Уродливо и страшно обезображенный труп. А без души тело - что? Тоже труп. Поэтому если говорить, что Церковь — это большое количество красивых, прекрасно одетых попов и монахинь, шикарных храмовых зданий, но не будет главы и души, - это лишь избезображенный труп. Глава Церкви есть Христос Спаситель, душа животворящая — действующий Дух Святой.

Что ещё в теле человеческом есть? Органы, разные органы. Так и в теле Церкви есть разные органы. Какие? Ангелы - раз. Святые, достигшие совершенства и ныне бессмертными душами молящиеся о нас и вместе с нами, образы которых мы с вами специально вывешиваем в наших храмах не для красоты и интерьера, а для свидетельства, что сейчас собраны Церковью не только мы, живые человеки на земле, но Господь, Дух Святой и они, святые, с нами. В Древней Церкви не было много икон — был иконостас, в центре которого Господь на Престоле, а вокруг — святые Его. И вот — Престол, а вокруг собраны - небесная Церковь и мы, земная. Одно тело, не делимое, в единстве пребывающее. Вот это и есть Церковь.

А ещё кто в Церкви? Мы, земные, не достигшие совершенства, но соединённые с Господом в Таинстве связи Его, каковым являются Таинство Крещения и Таинство Причащения Тела и Крови Его. Поэтому кто ещё часть Церкви? Мы с вами - народ Божий, крещёный и причащающийся.

Кстати, сразу оговорка. Сразу нужно проговорить вслух. В наше время разные статистические службы опросы совершают и, например, задают такой вопрос: «Ваша религиозная принадлежность?». Некоторые люди отвечают: «Я — православный». Они так считают, а что на самом деле? Мы уже сказали: если он крещёный и регулярно причащающийся, то он праведным может быть или грешным, но членом Церкви. А тот, кто не крещён? Или крещён и никогда не причащается, то это кто? Крещён — значит, орган Церкви, но не имеющий единства крови с Церковью. Это как палец: вот он живой, в нём циркулирует кровь, находящаяся в организме; если взять, отрезать и убрать его, кровь циркулировать не будет. Значит, что это такое? Мёртвый орган Церкви. Он существует и, распадаясь, гниёт, а на теле Церкви его уже нет. Церковь переболела, перенесла боль, когда он отсоединялся, уходя в гниение. В Церкви его нет, он не есть часть Церкви. Поэтому скажем: «Сколько в России членов Церкви?» Нет, не 80%, не 60%. По регионам - 4-6%. Вот это — видимая, земная часть Церкви Христовой.

Теперь мы говорим: «В Церкви земной есть духовенство». Да, Богом установленный институт, которые превращает Церковь не в толпу, а в стройное здание иерархии церковной. Это очень важно! Каждый из епископов наших может сказать, кто их в православные епископы рукополагал: «Вот такие-то епископы». А их кто? «Вот эти». Если так проследить, то придём к апостолам, ко дню сошествия Святого Духа, и они есть носители Святого Духа. Великое служение? Давайте подумаем вместе.

Какое служение несёт духовенство в Церкви? Глава - Христос, Дух Святой выполняет функцию души животворящей, мы все — ангелы, святые, мы, земные, крещёные и причащающиеся, - органы. Каким органом является духовенство? Очень важно это осознать. Это важно знать священникам: «Кто мы в Церкви на самом деле, а не в своих мечтах?», и важно народу Божию, чтобы правильно относиться к своим пастырям. «Кто мы, священники? Что мы делаем?»

Сегодня во время Таинства Евхаристии в Чаше и на дискосе поднимались над Престолом хлеб и вино, которые Духом Святым становятся Телом и Кровью Господними. Кем претворялись в Тело и Кровь Господни? Духом Святым! А священнослужители? Они только поднимали. С каким органом можно сравнить их? С руками. Руки тела Церкви. А ещё что делают наши батюшки, архиереи? Возглавляют нашу молитву церковную, соборную. Их устами звучит молитва. Значит, что они есть для Церкви Божией? Уста. Получается, духовенство — это какой орган? Руки и уста. Важные органы? Важные. Главные? Нет. Если я потеряю руки (мне их ампутируют), мне заткнут рот, проблемы у меня будут. Будет смертельно? Нет, это не будет смертельно. А вот если голову отрезать, душу во мне убить? Это — насмерть! То есть духовенство в Церкви — Патриарх, архиереи наши, батюшки наши, монашествующие — это важный орган в Церкви? Да. Главный? Нет. Даже название «священно» «служители» - освящённые слуги. Слуги в дому никогда не бывают главными — главным хозяин является. Наш Хозяин — это наш Господь. Он и Глава наша.

Вот как премудро, как спасительно, как правильно Господь устроил Церковь силой Святого Духа! Как хорошо, что Глава наша - Вечный, Безгрешный, Всемогущий Господь! Слава Богу, что мы — не католики. Они считают главой папу римского — человека: слабого, несовершенного, грешного. На кого положили они опору и надежду? На человека. Мы, православные, - на Господа Иисуса Христа, на действие Святого Духа. Какая разница! А внешне: иконы, молитвы, посты, облачения, крестимся — смотрите-ка, сколько общего! А в главном? В главном слишком разные. Слишком!

Возьмём протестантствующие секты — баптисты, адвентисты, пятидесятники, дальше них ушедшие иеговисты. Они Церковь? А где же там уста и руки, от апостолов Духом Святым поставленные?! Там нет духовенства, значит, это — уродики ущербные. Это первое. А второе: мы говорим, что Дух Святой излился и действует в теле Церкви. А как он действует, через что? «Дух дышит, где хочет», - написано в Евангелии от Иоанна (3 глава, 8 стих). У Него нет условностей и границ, Он Господь Бог Животворящий и Всемогущий! Как Он действует? По-разному! Не описать всех действий Его! Что Он может? Не перечислить, что может Он! Господь Духом Святым строит Церковь, ведёт её и хранит истину в ней. Господь Духом Святым нас спасает. Дар исцеления, прозорливости, животворения в Церкви совершают не человеки (святые, праведники, старцы, старицы) - Дух Святой, действующий в Церкви! Мы же знаем это! А если позволить взять протестантов, именуемых сектантами, они говорят: «Нет, истина постигается только из Библии». Только из Библии?! Они создали рамки Святому Духу: «Библия говорит, что «Дух Святой дышит, где хочет» (Ин. 3:8). - Нет! Только там, где мы разрешаем, - только в Библии». Как можно ограничить Духа Святого?! Это как орган, пускай, какой важный он не был. Предположим, мизинец на левой ноге приказывает душе и голове: «Действовать вот так!» Кто видел, чтобы мизинец командовал над головою, над душою? Откуда такая глупость в головах этих несчастных людей? От незнания Церкви, от отсутствия опыта жизни в Церкви. Больно и жалко таковых людей...

Как хотелось бы, чтобы они познали глубину истины и вместе бы, одной семьёй, одним соединённым телом (хотя и разные органы), с одной главой, соединённой одним Духом Святым, славили Господа! И от Него имея энергию в жизни, все вместе были бы наследниками единой, неделимой, вечной Церкви, идущей в вечность, в Царствие Божие!

Мои дорогие, наверное, многие из нас особо душой и не болели, ища истину. Мы родились среди народа, большинство из которого, кто Бога знает, православные! Для нас понятия «быть верующим» и «православный» - синонимы. Не везде в мире так! Это мы — такие единичные счастливчики! Какой радостью Господь обогатил нас! Значит, не столько мы искали Его — Он нашёл нас!

И вот мы сейчас в Церкви Его: соединённые с главою, Безсмертным Господом Иисусом Христом, через Таинства Церковные, Духом Святым исполняемыми; пребывающие в единстве друг с другом и с Церковью небесной (с ангелами и святыми); на земле живущие, но законами и дыханием неба пропитанные! Вот, что празднует сегодня Церковь! Как важно это, оказывается, для каждого из нас! День рождения Церкви имеет к каждому из нас практическое, живое, реальное отношение!

Поэтому от всей души искренне рады поздравить каждого из нас с вами с этим совершенно уникальным и потрясающим днём и Праздником!

От всей души желаем каждому из нас с вами стать живым органом великой «Святой, Соборной и Апостольской Церкви»! Стать единым органом этого вечного тела Христова, соединённого Духом Святым с Ним, нашим Святым Главою. И так жительствуя, и так исполняясь Духа Святого, и так утверждая себя, стать наследниками радости жизни, полноты бытия, в полноте Церковной и в бесконечном веке блаженного Царствия Господня, которое и есть продолжение, будущее Церкви и тех, кто в Церкви.

С праздником!