Праздничная проповедь в день Входа Господня в Иерусалим (2016 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

С праздником!

Наша с вами молитва в православном богослужении имеет совершенно поразительное свойство, которое характерно лишь опыту Церкви Христовой. Сопереживая то или иное событие, мы выходим за ограниченные временные рамки, и богослужением не вспоминаем то, что было когда-то, а переживаем то, что есть всегда. Кто в Боге, тот пережил уже и перешел границы времени. Церковь не в времени! Видимая часть Церкви – это мы с вами, потому что на земле мы подвержены закону времени; невидимая же часть Церкви – Господь, Дух Святой. Святые ангелы Его не в времени! Когда мы собираемся в храм все вместе, то собираемся не только в видимом, как чадо Церковное, но и не зримо с нами прибывающее. Мы знаем, что наши православные храмы украшены иконами не для красоты интерьеров, а для свидетельства того, что во время богослужения мы собираемся все вместе. Мы – видимые, земные, и они – невидимые, ангелы, святые. Выходя за границы времени и временных условностей, мы переживаем вечные и не временные духовные переживания. В частности, и день Входа Господня в Иерусалим. Это праздник, который является неким подразделом между временем духовного подвига и временем сопереживанием жертвы Христа.

Вчера вместе с Церковью мы пережили дело, которое совершил наш Господь Иисус Христос, который ни до Него, ни при Нём, ни после Него не совершал никто. Он воскресил из мёртвых того, кто в Евангелии назван Его другом – Лазаря. Воскресил на четвертые сутки после его смерти. Евангелие свидетельствует о том, что на момент воскресения Лазаря, он, четвертые сутки лежащий в гробнице, уже подвергся сильному разложению, так что даже сестра на просьбу Христа открыть гробницу, сказала: «Господи, сегодня уже четвертый день, сильно смердит». Мы помним очами веры, как Господь настоял на том, чтобы склеп с покойным открыли. Взирая на сияющую темноту в гробнице Господь сказал: «Лазарь, тебе говорю быть». И только что разлагавшийся труп, услышав голос Бога и Творца, Владыки Вселенной, владеющего смертью и жизнью, поднялся и вышел воскресший ко своему Богу, зовущему его. Без всякого явления данное чудо потрясло всех присутствующих. Говоря об этом, мы говорим языком человечьим. Нам можно и нужно попытаться представить себя на тот момент рядом с совершаемым. Что было бы с тобой? Как бы ты чувствовал себя, видя, как на твоих глазах четверодневный труп оживает и встаёт. Народ был шокирован и потрясён. Слух об этом естественно сразу же, как молния и огонь, распространился в народе.

Это было время, когда Иерусалим был переполнен паломниками, которые стекались со всей земли на праздник Пасхи. По Закону пророка Моисея всё мужское население должно трижды в год встать перед лицом Господа, и одним из этих дней является Пасха. В Евангелии сказано, что весь Иерусалим пришёл в движение. А это были сотни тысяч местных жителей и паломников. Поэтому на другой день, то есть сегодня, своими очами веры взираем на совершаемое вхождение Христа в Иерусалим и видим, как толпы людей идут на встречу Победителя смерти. Господь и входил соответствующим образом – верхом в окружении ближайших учеников. Его встречал ликующий народ, который бросал под ноги ветви деревьев, пальм, как свидетельство вечной жизни. Также под ноги бросали одежды, как свидетельство признания его царственной власти. Восклицали: «Осанна Сыну Давида!»

Давид является основателем Богом избранной династии царей Израиля, и во Христе увидели его потомка. Для иудеев того времени это было безусловным знанием того, что въезжающий сейчас в Иерусалим сын царя Давида есть Мессия, Спаситель народа Израиля и всего мира. Христос не препятствовал так величать Его, хотя, мы знаем из Евангелия, не раз и не два запрещал говорить о Его чудесах или как-то восхвалять Его. Когда к Спасителю подошли те, кто считал себя представителями самых религиозных людей Израиля – фарисеи, то сказали: «Скажи этим, чтобы они замолчали, чтобы не говорили таких слов». Они ревновали своего народа и радели, давали Ему понять, что если народ считает Его Царём, а Иудея в то время находилась под властью Рима, то объявленный Царь будет поводом к бунту, восстаниям, неповиновению. В крайнем случае там может понять Рим, и нет гарантий того, что Иерусалим не затопит в крови. Христос ответил на слова: «Если эти замолчат – крик поднимут камни». Хотелось бы на эти слова обратить наше внимание. Мы часто в жизни говорим ложь, порою даже теряем границу между правдой и ложью. О чём-то сказать и где-то немножко художественно украсить свою речь, чтобы слушающим было интересно. И кажется, что вроде бы уже это и не ложь. Мы порой слова Христа слышим вот так вот, будто Он говорил так, как говорим мы. Но в Писании сказано, что не было лжи в Его словах, поэтому Он сказал правду. Если действительно замолчали бы люди в Иерусалиме, торжественный вопль подняла бы неодушевленная природа, и камни славили бы Бога. Они бы бессознательно «чувствовали» входящего в Иерусалим своего Бога и Творца. Для нашего духовного взора важно увидеть торжественно въезжающим в Иерусалим Сыне Давидовым, Спасителе и Мессии – Бога, идущим на спасение наше.

Самим фактом воскресения Лазаря Христос не сказал, а показал, ради чего Он пришёл в этот мир. Мы склонны ко лжи и непониманию правды. Наше испорченное грехом естество не способно чисто мыслить, чисто представлять и чисто действовать. Поэтому когда мы слышим, то слышим только то, что хотим сами слышать. Пример тому слова Христа Спасителя. Идя в Иерусалим, Он многократно говорил ученикам, что идёт на жертву любви, чтобы принести себя в жертву спасения мира. Мы видим, что ученики слыша - не слышат, видя - не видят. Подходя к Иерусалиму, родственница, мать Иоанна и Иакова подошла, поняв, что время уже близко, и попросила Господа: «Когда Ты сейчас войдешь в этот город и воцаришься, моих сыночков главными министрами уважь, пожалуйста». Даже близкие не слышали того, что Он говорил. Поэтому нужно было не просто сказать, но и показать. И Христос в Вифании, воскресив Лазаря, показал, зачем пришёл в мир – победить смерть, изничтожить источник страданий, скорбей, смерти, погибели, изничтожить грех. Господь пришёл разрушить силу тьмы и вернуть нам некогда потерянное блаженство вечной райской жизни. Это было главным! Поэтому также бессознательно многие из встречавших Христа и восклицавших «Осанна!» возносили Ему славу, как победителю смерти.

В наших северных краях, переживая вневременное действо силы Божией, мы тоже встречаем Господа с символами в руках – с ветвями дерев, ветками вербы, которые не смотря на то что Пасха каждый год отличается сильной разницей во времени, когда бывает очень разная погода, наша северная природа всегда нам дарит распустившиеся вербы. Помню был год, когда Пасха была очень поздней и очень теплой, уже листочки распустились. Многие говорили: «А что же с вербой?!» И накануне Вербного воскресенья один из болгарцев привёз в храм большую кучу ветвей вербы и сказал: «Поехал в тоже место, как и всегда, а она только распустилась, но только сразу большие почки и больно пушистые. Еле дождалась дня своего!» Поразительно! Когда природа, творение бессознательно переживает силу и действие Своего Творца. Это пример и урок для нас.

Встречая Господа сегодня с ветвями в руках, мы переживаем Торжество Его Жизни. Этот праздник является и радостным, и трагическим одновременно. Мы осознаем, что сквозь ликующие вопли толпы и торжество, воскресение Лазаря, сквозь признаки царственного вхождения Христа в Иерусалим, Он идёт, как и предрёк, на подвиг любви, которая без жертвы никогда не бывает. Мы видим, что будем переживать в четверг, в пятницу, в субботу Его бездыханное лежание в гробнице. Этот праздник предвестник грядущей Пасхи Христовой, но мы не можем забыть, какой ценой нам подарил Господь эту радость и это Спасение. Сегодня мы произнесём слова, который в этом храме и в этот день на протяжении многих лет произносятся всегда. Сегодня, слыша и видя Господа, переживаем Его слово, которое сказал ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте со Мной». Бог Надмирный и Всесовершенный, пребывающий в вечной благодати всесовершества и радости, придя в этот мир и став подобным нам человеком, переживает тоску, одиночество. Его подвиг не понимали ангелы, Его подвиг не приняли люди. Надо сказать больше: не не приняли, а не принимаем и по сей день.

В нашей жизни как бы есть вехи, по которым можно условно назвать христианами православными. Но мы прекрасно знаем, что образом своей жизни – и в мыслях, и в чувствах, и в словах, и в делах – как та толпа в Иерусалиме, часто восклицаем: «Осанна Сыну Давида!», возносим хвалу и славу, но также через несколько дней, как и та толпа искренне восклицаем: «Руа, распни Его!» Если не говорим словами, то образом жизни мы распинаем нашего Господа. Помним и не можем забыть причину Его смерти – это наш грех. Если сказать, что гвозди прошли сквозь Его тело, то только сказать то, что видит наш глаз, душа ведь – больше. Грехи наши покрыли язвами Его естество. Он Всеблаженный и Бесстрастный, воскресший явился Фоме с ранами от своих страданий. Его раны и сейчас на Его теле.

В Библии сказано, что когда Христос придет во второй раз, как Владыка вселенной как живых, так и мёртвых, кто доживёт до того дня и будучи воскресшие, увидим Его «и воззрят на Него, которого пронзили». Пронзили свои образом жизни и грехами. Увидим Его с зияющими ранами на Его руках и под ребром. Сегодняшний праздник свидетельствует и страшную правду того, каике мы – одновременно и «осанна», и «распни»; и христиане, и вторые новоявленные христопредатели - иуды; одновременно готовы как Пётр и в тюрьму, и на смерть, и также как он перед самым малейшим искушением готовы крикнуть: «Не знаем Человека сего».

Переживая сегодняшний праздник, естественное радостное устроение в душе, мы не можем не переживать этих безрадостных чувств, которые должны везти нас к самому настоящему глубинному покаянию. Это покаяние должно выразиться в нас не только во внутренних чувствах, но и в конкретных делах. Дело, которое ждёт от нас Господь в эти дни. Дни, которые нас вводят в безвременье вечности. Это то дело, которое Бог просит от нас, которое Он ищет от нас, которое желает в нас увидеть. Такое дело Он назвал так: «Душа моя скорбит смертельно, побудьте со Мной». Нам, укрепившись телом Божиим, очень важно в эти дни отложить любое житейское попечение, если не можем, то хотя бы опустить до планки минимума. Все свое время собрать, чтобы максимально быть рядом с Богом; когда в великую среду Иуда пойдёт получать серебряники, ценою Его смерти, чтобы в это время быть не с Иудой в суете и грехе, а рядом со Христом; чтобы Он мог видеть, что Он не один; что Его жертва ради нас не совсем напрасная; побыть с Ним на Тайной Вечери, чтобы Наш Милостивый Господь, идя на пролитие Своей Крови и совершая ломимое, жертвенное Тело Своё видел, что Его жертва хоть кому-то нужна. Когда в четверг в темноте будем вспоминать 12 Евангелия, чтобы рядом были с Матерью Его и Иоанном Богословом, рядом с тем, кто назвал Его Сыном Божиим, чтобы не смешались с толпой хулящими, издевающимися, распинающимися над Ним, чтобы когда в пятницу вечером при чине погребения при плащанице Господа мы оказались бы рядом с Иосифом и Никодимом, погребающих истерзанное тело, чтобы вместе с женщинами – мироносицами мы смогли бы увидеть Его Воскресшего нас ради человек и нашего ради спасения.

Услышим слово Господа и Его просьбу к нам, с которой он обращается к каждому из нас – «Душа моя скорбит смертельно, побудьте со Мной!» Помоги нам, милостивый Господи!