Праздничная проповедь в день Светлого Христова Воскресения (2016 г.)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Христос Воскресе!

Мы с вами, совершив каждый по мере усердия своего и по мере отсутствия усердия-подвига Великого поста, сопереживаем вместе радость Воскресения Христова, Пасхи Господней. Строго словом «Пасха» именуется в Ветхом Завете ягнёнок, которого полагается в этот день для народа Израиля запечь, не ломая костей, с горькими травами, а затем потребить. Это пасхальное блюдо, собственно, Пасхой и именовалось – закланный агнец с непереломанными костями. Для нас, людей Нового Завета, это узаконение является пророчеством, впрочем, как и для тех, кто жил и в Ветхом Завете. Из года в год в день Пасхи, который был для ветхозаветных иудеев временем спасения от рабства египетского, вхождение в землю обещанную, сыны Израиля ежегодно переживали данный обряд. Причём согласно Библии он был строго канонизирован. Во время праздничного ужина эту пищу нужно было вкушать стоя с посохами в руках, подпоясанными, и с открытой дверью. При этом младший в семье должен спрашивать старшего, что всё это значит?! Старший должен был в свою очередь объяснить как младшему, так и всей семье: таким образом в своё время Господь из руки врагов наших, из рабства египетского вывел нас настолько скоро и неожиданно, что мы чудным образом, не успев поужинать, уходили подпоясанными с палками в руках, ждали этого воззвания Господня. Ягнёнка брали не ломанного, потому что не было времени делить его на куски, только бы бежать скорее. Бывшие хозяева подарили свободу бывшим рабам в Египте, что совершено было совершенно необычно.

Взирая на это, иудеи вспоминали не только прошлое, но вспоминали и будущее, что для нас является особо ценным. Потому что избавившись от рабства иноплеменного, это не значит, что иудеи, как и мы, избавлялись от внешних проблем и проблем вообще. Апостол Павел говорит: «Творящий грех – есть раб греха». Вот сейчас как бы нет рабства, нет крепостного права, а вопрос очень конкретный: много ли среди нас свободных-то? не рабов? Пожалуй-ка, единицы! А может и того меньше. Мы все рабы страстей, пороков, предрассудков и по тщеславию ещё рабы погибельных обычаев века сего. Мы не все с вами свободные люди. Так ценим свободу и дорожим ею, пишем законы о ней и с такой легкостью отдаём себя в рабство самым низменным инстинктам. Поэтому ветхозаветный человек на Пасху, вкушая агнца пасхального, не просто вспоминал прошлое, но и думал о будущем. Да, свобода Богом дана. Да, от рабства египетского мы спасены. Но спасены ли от рабства вообще?! Свободны ли мы на сегодняшний день?! И поэтому в мир приходит Тот, про Которого Иоанн Креститель после крещения, показывая пальцем, как сказано в Библии, сказал: «Вот Он, истинный Агнец Божий, который берёт на Себя последствие грехов всего мира». Милостивый Спаситель страданиями, смертью, своим трёхдневным и живоносным Воскресением воскресил нас от греха к настоящей и истинной свободе.

Наверное, когда мы говорим о высоких древних вещах, выглядит всё спокойно. Скажу-ка о современных. Прошу прощения за это, потому что тема непраздничная. Сколько сейчас рабов машинок среди мужчин? Сколько рабов сотовых телефонов, без которых так легко и просто многим? Потому что многим это совершенно ни к чему, особенно в дошкольном возрасте. Но тем не менее большинство пребывает в дремучем, непроходимом рабстве. И поступаем часто по законам обезьяньей стаи – куда стадо, туда и я, а вроде бы человек. Поэтому Христос, придя в этот мир, освобождает нас от этого рабства, даёт возможность быть по-настоящему свободными. Наверное, для нас, живущих в глухой татарской деревне, будет понята та поговорка, которая в деревнях очень активно живет: то или иное сделаю, так или иначе поступлю – что бабы у колодца скажут? Главная тема – мерило всех критериев и поступков. Многие из нас крепко не дружат со своими умственными способностями, что даже детей, порой, так учат и говорят: что про тебя люди скажут теперь? Тем самым отдаём детей и внуков в рабство. Нам не перечислить все виды рабств, в которых мы добровольно без борьбы сдали себя.

Христос, Агнец Нового Завета, пришёл в мир, чтобы спасти нас от любой формы рабства. Если взять во внимание последний пример, то это можно выразить по-другому. Когда нам, христианам, скажут: вот ты так сказал, так поступил, что теперь про тебя люди будут говорить? А у нас ответ готов: а мне это безразлично. У меня есть только один вопрос: что про меня Христос скажет? Я знаю, что скажут люди: умные - умное, а дураки - дурь вальнут. «На каждый роток не накинуть платок». Поэтому живя со Христом, мы обретаем внутреннюю свободу. И даже вот такое – рабство страху смерти. Поделюсь своим опытом. Мне не раз приходится общаться с людьми, которые приходят и говорят: мне с детства на пятки наступает ужас и кошмар. Я не могу забыть смерть. Живу, радуюсь, а страх смерти поедает изнутри за себя. Также приходится слышать, когда страхи поедают за других – родных, близких. Когда мы обретаем Господа Иисуса живого и воскресшего, это страх у нас тоже умирает. Это от того, что всё в руке Божией. Волос с головы не упадёт, если не будет на это воли Небесного Отца. Евангелие говорит нам, что такого не бывает. Значит, можем ли мы бояться за близких просто так от нечего делать? Никогда! Мы придаём ихРуке Божией, молимся за них с любовью и говорим: с ними будет то, что Спаситель для них воздаст и над ними рука любящего Бога. Когда мы взираем на могилы, провожаем гробы, в которых лежат наши близкие, с возрастом рассматриваем себя и видим, что трупообразуемся. Причем нас не одолевает ни страх, ни отчаяние, потому что знаем, что нас ждёт впереди. Мы помним будущее. «Христос Воскрес – начаток умершим бысть», - сказано в Священном Писании. Через какую-то неделю и два дня мы все пойдём на кладбище. Подойдём к могилам и без страха, толкая в бок лежащего, скажем: «Чего лежите-то? Христос Воскрес! Вставайте! Помните! Поднимет тебя Господь». Этот день имеет потрясающее название «Радоница». Христос победил смерть. Смотрим на умерших и говорим: «Лежите лицом на восток – правильно; через крест смотрите на восток – верно; потому что с высоты востока придёт Пророк Христос второй раз в этот мир, поднимет вас и вновь встретимся, разлучённые смертью, соединимся жизнью вечной. Мы знаем эту правду, и поэтому живём в радости свободы. У нас нет страхов ни перед смертью, ни перед силами века сего, ни перед обычаями этого мира. Есть только один страх, но страх не страшливых, а страх радости – мы боимся обидеть лишь любовь Небесного Отца. Нет больше страха. Если близкие предали – Господь не предаст, болезнь – и что? смерть – и что?Нас ждёт Воскресение и радость вечной жизни. Сокровище царствия Божиего ждёт нас впереди. «Меня все оставили, я одинок…» Ты одинок? С Богом просто не может быть. Без Бога и в семьях живут, и кучу детей воспитывают, и до волчьего воя одиноки. А с Богом одиночества просто быть не может.

Мы сегодня празднуем день пасхальной радости воскресшего нашего Спасителя, победу и торжество настоящей свободы. Вспомним слово из Евангелия, которое возглашает нам: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Сколько законов пишется, принимаются декларации о яко бы свободах для несвободных. Наша же декларация – это Евангелие, в котором опыт с Воскресшим дарит нам потрясающую, миру непонятную, такую истинную свободу.

От всей души искренне рад поздравить всех с той радостью, которую дарует нам Господь, с счастьем настоящей свободы, с полнотой радости, с избытком жизни и жизни вечной. С праздником, с Пасхой! Христос Воскресе!