Праздничная проповедь в день Вознесения Господня (2016 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. С праздником!

В сегодняшний всепраздностный день мы, православные христиане, торжествуем совершение и полноту пасхальной радости. Сегодня сороковой день воскресения нашего Спасителя Господа, день, в который Он с небес вознёс в глубины Божественного естества наше, Им обоженное, человеческое естество. Сегодня Церковь устами своих молитвословий и песнопений доносит до нас изумление ангельского мира. Мы слышим, как богослужебными молитвами Церковь от лица ангелов говорит, что они ныне изумлению удивляются, видя в возносящемся Христе своего Царя и Бога человеческое естество, взятое выше их. Ангелы, в силу своего безгрешия и чистоты, по-особому переживают и чувствуют Творца, ибо находятся в близости к Нему. Человеческое естество во Христе не около Бога, а внутри естества божественного. Для нас это, без всякого сомнения, торжество радости. Мы переживаем полноту и силу Его невыразимой любви!

Нас Господь любит так, как, порою, хотим, но мы не можем. Наверное, те, кто среди нас и у кого есть дети, особенно внуки, не раз испытывали, как сердце «закипает» от любви к родному человеку. Скрипящим сердцем, обнимая и целуя, можем даже так сказать: «Съел бы тебя, внутрь себя тебя забрал бы» – вот это сегодня и совершил наш Небесный Отец во Христе. Он внутрь Себя принял человеческое естество, и поэтому мы с вами, какими бы не были по своим делам и образу жизни, внутрь божества введённые. С Его естеством не просто сроднившиеся, но ставшие неразрывно, как одно!

Как по-другому пережить это, если не назвать словом «праздник»?! Для нас с вами, наипаче стоящих на земле Болгара, то, что мы переживаем сегодня, имеет ещё и усугубляющую радость. Какую?

Христос Спаситель, сорок дней пребывая с апостолами и видимо являя Себя, засвидетельствовал через них и научил их (а в их лице и нас) той правде, которая за этим свидетельством стоит и Ним свидетельствуема: Господь пришёл не просто спасти и уйти, но пришёл к нам, чтобы никогда уже с нами не разлучаться.

И Он, воскресший, являясь незримо и видимо ученикам в течении сорока дней, через это учит их Своему присутствию. Поразительным и несравненным является тот факт, что Господь в эти сорок дней являл Себя видимым образом именно в день Своего воскресения, который по Евангелию именуется, как первый день недели после субботы (см. Мк. 16:9). Сейчас мы называем его «воскресенье». И являл Себя, когда ученики были вместе, - во время их трапезы.

То, что Он являл Себя в воскресный день - это смысл Его пришествия в мир. Создатель падшего человека пришёл воссоздать. Есть нерукотворный памятник Богу-Создателю во времена Ветхого завета, так и ныне Воскресение - есть нерукотворный памятник Богу-Воссоздателю во Христе. Это объяснимо и понятно! Бог пришёл в мир спасти не одного человека, Его душа горит желанием спасения всех без исключения. Он всё человечество собирает в одну Свою небесную семью, и это объяснимо.

Когда ученики были вместе, воскресший является в их присутствие между ними - когда они сидят за трапезой. Не было бы удивления, когда бы они молились, и Он являл бы Своё присутствие, читали бы и изучали Писание. Господь, являясь среди них, объяснял бы глубины Слова Божия и пророков. Но в то время, когда они сидят за столом…?!

Например, такой штрих, о котором, может, мало, кто думал. Во времена земной жизни Христа Спасителя не было стоматологических клиник, зубы не пломбировали. Как сейчас в 70 лет улыбаются в полный рот вставных, этого не было, в более раннем возрасте были беззубыми. Мужчинам попроще, у них бороды, усы - не так ярко; женщинам посложнее беззубым ртом улыбаться. Что такое трапеза беззубых? Видели, как беззубые едят? И вот среди таковых являл Себя Христос. Кто-то икнул, кто-то рыгнул, у кого-то что-то между зубов застряло, - и именно в это время Он явился! Есть же более благоговейные ситуации, мы сказали: молитва, чтение Слова Божия... А здесь - во время трапезы.

Вспомним, какое первое чудо сотворил Господь на земле: в Кане Галилейской воду претворил в вино, когда оно закончилось (см. Ин. 2:1-11). Во время подготовки к свадьбе, сколько вина запасаем?! Если кончится, то в какой день по счёту от начала свадебного торжества?! Ладно, попили, поели. Куда ещё лишнего-то? Зачем Он дал им вино, если они уже обкушались сверх меры?

Господь через это показывает, насколько Он близок к нам, насколько наши земные мелочи для Него вовсе не мелочи, насколько Он дорожит нашей радостью, даже этой бытовой, казалось бы, совершенно незначительной. Господь через это показал, как всё в нас Ему ценно и дорого. Настоящий любящий родитель смотрит на своё дитя и его сердце замирает от счастья, чтобы он не делал: свой первый шаг, первое слово, что-то неумелыми ручками складывал, где-то немножко расстраивался, а родитель в умилении и восторге всё равно будет любоваться своим ребёнком. Вот, что нам явил Господь во Христе – полноту Своей невыразимой, отеческой любви.

Являясь среди учеников, наш милосердный Спаситель, проявив силу Своей любви, в последний сороковой день совершил потрясающие вещи, которыми мы живём, свидетельствуем и дышим. Он явился совершенно неординарно, когда апостолы Его не ждали, и это произошло не в первый день после субботы, а в четверг. Христос Спаситель, общаясь с учениками, совершает следующее: выводит их из дома в шумные улицы столичного Иерусалима, переполненного паломниками, сходящимися к празднику Пятидесятница. Он, воскресший, не являлся толпам никогда в течении сорока дней, а здесь: и день, четверг, и выводит их за стены дома, ведёт по улице - ученики понимали и чувствовали что-то совершенно необычное. Он привёл их на место, где они часто собирались, отдыхали во время земной жизни - на гору Елеон, близ Иерусалима, с которой открывается прекраснейший вид на самые красивые части города - храм, центр города (там, в Иерусалиме, и сейчас существует смотровая площадка для туристов). Выведя их туда, в обычное для них место, не давая им расслабиться, благословляет и возносится от них, являя в Себе, помянутое нами, вознесение плоти, крови, естества человеческого, высоту и глубину божественного существа. Но возносясь, говорит слова, которые, казалось бы, совсем не имеют ничего общего с происходящим. Но своей противоположностью обостряют внимание апостолов, и, надеюсь, наше с вами тоже. Поднимаясь от земли и удаляясь невидимым, апостолы слышат Его голос, которым Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), – первая фраза. А вторая, усиливающая первую: «Аминь». «Аминь», не как «конец», а «истинно так» (дословный перевод), "по-другому не будет никогда ни при каких условиях, и никто никогда не сможет этого изменить". Слова потрясающей силы, слова, которые в сознании тех, кто видел и был участником вознесения (это апостолы и святая Дева Мария), были подтверждённые делом. Воскресший невидимо был среди них сорок дней. Значит, Его вознесением ничего не меняется. Это вознесение нужно только для того, чтобы естество человеческое в глубины божества ввести, а Сам Он, наш Спаситель, не вознёсся от нас – Он с нами.

Куда вознёсся Христос, если Он с нами остался? Где Его место?

Давайте сегодня совершим гражданский акт и оформим прописку нашему Спасителю. Мы знаем Его обещанное слово. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Вот, где Его место пребывания! Поэтому когда мы с вами собираемся во имя Его – два, три, миллионы, – ХристосСпаситель являет Своё присутствие. Неизменный во веки, по слову апостола Павла (см. Евр. 13:8), такой же всегда, каким Он был среди апостолов, такой и сейчас с нами. Когда мы, во имя Его собираясь, совершаем то или иное Ему угодное дело, Его присутствие осуществляется так, как в эти сорок дней после Пасхи: зримо или незримо - слово, по большому счёту, не имеет значения, - важно, что Бог среди нас и доказательств этому не исчислить. Например, самое яркое и самое сильное. Если мы сейчас повернём голову и посмотрим на тех, кто вокруг нас, а ещё - внутрь себя ("Кто я?"), то мы, наверное, согласимся со словами апостола Павла: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4:13). Много ли среди нас знатных, богатых, известных, сильных? Но идут века, тысячелетия и эти незнатные, незначимые, невеликие, во Христе единство являя и Его присутствию споспешествуя, хранят Его семью. Церковь Господа, Его семья, переживая века и тысячелетия, незыблемо и неколебимо стоит в верности Богу. За два тысячелетия со времён сотворения Церкви на земле сколько народов ушло в никуда, сколько империй рассыпалось в прах, сколько великого потеряно, но это - не дело Христа. Он среди нас, силы Его совершаются, поэтому ничего невозможного нет!

Я говорил ранее и, не отступая от сказанного, повторюсь, что для нас, ныне стоящих на Болгарской земле, сегодняшнее торжество имеет совершенно особое значение. Господь, являясь в Своём присутствии везде, где собраны во имя Его, являет Себя и на нашей земле. Являет тем, что, например, мы сейчас здесь (в храме) у Чаши жизни собраны вместе во имя Его. Присутствие священнослужителей свидетельствует, что это не просто собрание, но собрание, во имя Его совершаемое. Мы знаем, что когда вынесут Чашу из алтаря, живой Христос, воскрешённый в плоти и крови, присутствующий будет соединять нас с Собою. В Болгаре это по-особому усиленно. Позволю себе сказать, почему. Здесь совершается Им данный дар – соборная молитва по соглашению, поэтому Его присутствие здесь, в этом эпицентре (на сегодняшний день - мирового масштаба), по-особому является. Господь учит нас, когда совершаем какие-то дела милосердия соборно, по соглашению, тем самым мы даём Ему присутствовать, действовать.

Многие из вас знают, что сейчас совершается благоустроение и строительство православной общины на болгарской земле. Делается это для тех, кто всю свою жизнь и в бытовых мелочах хочет строить строго во Христе, не просто по Его заповедям, а со Христом, вместе с Ним; когда дела и воспитание детей, общая трапеза, молитва в храме или какие-то сельскохозяйственные работы будут осуществляться вместе во имя Его.

Сегодня мы торжествуем присутствие воскресшего и вознесшегося Спасителя; переполнены радости, ибо Он не ушёл от нас, но мы с Ним и Он с нами! Когда мы собраны во Имя Его, то свидетельствуем присутствие не только Бога, но и являем, даём Ему быть и действовать среди нас. Через это становимся соучастниками и соработниками Богу в Его благах, делах, целях.

От всей души рад всех нас поздравить с этой высшей человеческой радостью, с этим высоким призванием и с этой неземной славой. С праздником всех!